Ванхапара — дикая остромордая собака

Хочу поделиться с вами текстом, который написала моя коллега, врач-невролог, ветеринарный врач, доктор ветеринарных наук, вице-президент Ассоциации поддержки и развития канис-терапии Мария Николаевна Мальцева. Эта статья посвящена истории взаимоотношений человек-собака. Она объясняет любовь и привязанность, и даже потребность, которые многие люди испытывают к собакам. Еще интереснее — становится понятно, откуда «растут ноги» у неприязни, которую «бессобачная» часть населения иногда испытывает к владельцам собак. Собака — символ силы и благоденствия рода. Если человек этой силы лишен — вполне понятной становится его агрессия по отношению к более удачливому соседу. Причем все эти эмоции заложены настолько глубоко, что не осознаются. И мы отыскиваем какие-то другие причины для любви или нелюбви к собакам. А ведь еще в 14м веке было сказано: «Если для какого-то явления есть простое объяснение — оно верное». Ну, вообще-то Оккам позаковыристее выразился, но суть та же :).
Итак — текст. Наслаждайтесь, как наслаждалась я ;).

Канис-терапия. Основы

В 1982 году McNally&Reiss,с группой исследовали феномен врожденных страхов у детей. Детям в возрасте от года до 1,5 лет показывали змей, пауков, крыс, кроликов, разные предметы и собаку. В эксперименте участвовали только те дети, которые никогда не видели животных. К изумлению исследователей из 67 детей увидевших собаку, 67 отреагировали на нее улыбкой. Такая реакция была отмечена только при демонстрации собаки. К сожалению, целью исследования было определение врожденных страхов, а не приязни, да и результаты полученные группой вызвали недовольство в научных кругах, так как резко опровергали популярную теорию врожденной боязни змей у приматов. Поэтому странная реакция детей на собаку была вскользь отмечена, обсуждена в узком кругу и забыта. Но в ходе этих обсуждений была высказана смелая теория о том, что архетипический (подсознательный) образ собаки, как защитника, вполне может иметь место у человека.
Возможно ли это? Давайте рассмотрим историю одомашнивания собаки. Современные исследователи утверждают, что останки собак с возрастом 31700 лет уже имеют признаки доместикации (одомашнивания). Самые старые совместные захоронения Homosapiens и псовых (волк? собака?) датируются примерно 100 000 лет. Но ведь это самое начало появления наших предков Homosapiens. Стало быть, собака сопровождает человека практически с самого начала эволюции нашего вида!
Положительный вклад собаки в развитие человечества несомненен. Следует учесть, что физиологические возможности человека не позволяют ему догнать более-менее крупное съедобное млекопитающее. Рекорд скорости человека чуть больше 36 км/час, да и бежать с такой скоростью человек может чуть больше 10 секунд, далее скорость начинает падать примерно до 20 км/час. И это мировой рекорд.С такой скоростью можно поймать лягушку, змею, улитку, моллюсков, насекомых и рыбу. Эти животные достаточно долгое время были основным источником белков в рационе человека. Но такой рацион скуден и позволяет только выживать, для эволюции интеллекта этого недостаточно. Остальные животные обладают большей скоростью и убегают от потенциального охотника или сами нападают на него. Используя свой зарождающийся интеллект, человек почти-разумный вооружился, чем мог, в том числе и разработал различные способы охоты стаей (племенем), для того, чтобы компенсировать недостаток в скорости и силе. Но изменить свои физические характеристики, отрастить зубы и когти, увеличить скорость бега, он был не в состоянии.
В отличие от человека, собака обладает возможностью развивать скорость до 66 км/час и двигаться с этой скоростью более часа. По современным исследованиям зоологов до 73% атак стаи диких собак становятся успешными. Собаки на порядок повысили добычливость при охоте и позволили совершенствовать технику охоты с копьями. Добывать крупного зверя копьем с каменным наконечником возможно только при наличии помощников, мешающих зверю маневрировать, убегать или нападать. Собаки блестяще справляются с этой ролью, покусывая зверя за зад или ноги или повисая на спине. Образчик этой охоты существует до сих пор, причем, не только в дикой части Африки, но и на наших северных территориях, где еще сохранилась охота на медведя или кабана с рогатиной. Наличие собак позволило находить и добивать подранков, быстрее обнаруживать гнезда и норы, определять какая пещера безопасна для ночевки. Таким образом, одомашнивание собаки существенно изменило рацион и образ жизни наших предков. Наличие белковой пищи способствовало выживанию детей и повышению продолжительности жизни. Соответственно, увеличивался период активной передачи знаний от поколения к поколению. Сытый человек смог позволить себе роскошь быстрого совершенствования интеллекта.
Собака уже тогда была и доктором. Даже сейчас, наши домашние собаки охотно зализывают раны и ссадины домочадцам. Родители маленьких детей и одновременно владельцы собак, дружно отмечают стремление животных вылизывать новорожденных, очищая их от мочи и фекалий, подобно тому, как собаки моют своих детенышей. Думается что в пещерные времена, в отсутствие подгузников, пеленок и антибиотиков, собаки существенно снижали детскую смертность, вылизывая младенцев слюной, содержащей лизоцим. Да и взрослым раненым, этот метод очищения ран, явно был полезен. Можно предположить и то, что собака способствовала снижению детской смертности, еще и работая…грелкой. Голые человеческие дети, вынужденные спать на голом каменном полу, наверняка часто простужались и погибали. В отличие от тех, кто спал в куче теплых мохнатых собак. Это, конечно, предположение, но реальные современные истории спасения брошенных детей, зимой «подобранных» и обогреваемых обычными уличными дворнягами, периодически встречаются в СМИ.
Наличие собаки повлияло и на переход человека к оседлой жизни. Собаки охотно истребляли грызунов, покушавшихся на запасы пищи, отгоняли мелких и предупреждали о появлении крупных животных. Ввиду того, что социальная структура собачьей стаи практически идентична социальной структуре племени, собаки легко влились в человеческую жизнь. Следствием этого стала охранная деятельность собак. Так же, как собаки охраняют территорию своей стаи, они стали охранять территорию «совместной стаи», защищая в первую очередь человеческих детей и беременных женщин. (Эта особенность, присуща и современным домашним собакам, в особенности, аборигенных пород). Собаки же, благодаря лучшему слуху и чутью, предупреждали о набегах соседнего племени. Соответственно, племя, в котором жили собаки, получало большие преимущества, перед «бессобачным» племенем.
Видимо эти тесные отношения и стали основой мифологии в более позднее время. Многочисленные фигурки собак выкармливающих детей и женщин, кормящих собак грудью, образы собаки-защитницы души человека, собаки-целительницы, собаки побеждающей невидимых демонов, собаки охраняющей врата загробного мира, собаки прародительницы народов, собаки принесшей людям рис, хлеб, огонь и т.д. и т.п., явственно указывают на важную роль собаки в жизни наших предков.
Сохранившиеся письменные источники древних культур описывают собак в превосходных выражениях. Китайские тексты 4000 летней давности характеризуют собак как «воплощенную преданность и непоколебимую верность, приход собаки сулит процветание семье».
В шумеро-аркадской культуре собака занимает почетное место. Богиня Гула – богиня врачевания, первоначально – смерти (атрибут ее – собака). Гула в переводе с шумерского означает «Великая». Под этим именем она упоминается в текстах Месопотамии, начиная с XXII в. до н. э. Ее называли также «Великая врачевательница» или «Оживляющая мертвых Гула». Считалось, что прикосновением своей чистой руки она возвращает умерших к жизни. Наряду с этим верили, что Гула может насылать и неизлечимые болезни. Культовым животным Гулы была собака, которую часто изображали рядом с ней. В одной из молитв ее умоляли держать своих собак на цепи, а самой большой — надеть намордник!
В обществе собак появлялась древнегреческая Геката, являвшаяся символом связи с загробным миром, целительства и обучения.
У персов собака пользовалась особым уважением благодаря реальной пользе, которую она приносит человеку. Считалось, что собака может видеть злых духов (дэвов) и отгонять их. Ритуально собака была приравнена к человеку, умершей собаки касались и нормы погребения людских останков.
Собакам посвящены несколько глав священной книги «Авеста» (1-я пол. I тыс. до н. э), В одной из частей «Авесты»- «Видевдат»(«Закон против дэвов»), главе 13 «Собака» говорится:
«Что за создание Святого Духа из тех созданий, которые созданы Святым Духом, каждое утро (с полуночи) до того, как взойдет солнце, выходит убивать тысячами создания Злого Духа ? И сказал Ахура Мазда: Ванхапара-еж — дикая остромордая собака, которую злословящие люди называют именем Дужака,- вот это создание Святого Духа из тех созданий, которые созданы Святым Духом, каждое утро (с полуночи) до того, как взойдет солнце, выходит убивать тысячами создания Злого Духа. И если кто-либо, о Спитама Заратуштра, убьет…дикую остромордую собаку,…то повредит свою душу на девять поколений, для которых мост Чинват (в загробную жизнь) станет непроходимым…
О создатель плотского мира, праведный! Если кто-либо убьет Вакхапару, дикую остромордую собаку,которую злословящие люди называют именем Дужака, какое ему наказание? — И сказал Ахура Мазда:Пусть ему нанесут тысячу ударов конской плетью, тысячу (ударов плетью) «делающей послушными…»
и далее еще несколько глав священного для персов текста описывают в подробностях как нужно кормить и содержать собак, и какие кары полагаются тем, кто собаку убьет, или причинит ей увечье. Казалось бы, предрассудки, суеверия, но нет, наши предки были весьма прагматичны, и не держали, тем более не уважали бесполезного. Нет, собака была настолько необходима для выживания человечества, что стала прочно ассоциироваться с защитой, благодатью, спасением жизни и выживанием. Косвенным доказательством тому служат немногочисленные примеры, такой же ритуальной неприязни к собаке в культурах кочевников-захватчиков. Народы, традиционно промышлявшие набегами и грабежом, испытывали к образу собаки, такую же искреннюю неприязнь, как потомки оседлых народов – приязнь и уважение.
С учетом всего вышеизложенного, теория о положительном архетипическом образе собаки, кажется вполне логичной. Собака была защитником человека так долго, что это не могло не отпечататься в его подсознании. Эта неосознаваемая приязнь и доверие служат одной из основ канис-терапии.
Вторая предпосылка к этому виду терапии то, что согласно исследованиям психологов, собака ассоциируется с членом семьи. С ребенком у взрослого человека и с братом или сестрой, у ребенка до 12-14 лет.
Третьей предпосылкой является тот факт, что человек не испытывает к собаке социальной агрессии, т.е. не конкурирует с ней в чьих то глазах, не ждет ее оценки и соответственно, не испытывает стресса ожидания этой оценки.
Видимо, именно эти факторы и дают лабораторно подтвержденный эффект быстрого снижения уровня стрессового гормона кортизола в крови и слюне пациентов получающих канис-терапию. Разные группы исследователей в разных странах независимо друг от друга доказали этот эффект, что нашло отражение в научных публикациях.
Таким образом, мы получаем существо вызывающее доверие и приязнь, воспринимаем как близкого родственника, но не ждем от него оценок наших действий и внешности. Разве не это образ идеального психотерапевта?
От такого «доктора» не ждешь подвоха, ему точно можно поведать сокровенное, при нем можно «некрасиво» ходить, и «странно» говорить, он будет искренне радоваться любым твоим действиям. А ведь это, именно то, что необходимо почувствовать пациентам с двигательными и речевыми нарушениями. Разброс в размерах собак позволяет гибкость в подборе стратегии терапии. Пациентам, нуждающимся в ощущении защиты, подойдет крупная собака. Пациентам, утратившим веру в собственную нужность, подойдет маленькая собака, позволяющая реализовать желание опекать и защищать.
Канис-терапия, как любая другая терапия не возможна без контроля врача, соответствующей специализации — невролога, психотерапевта, психолога, психиатра или реабилитолога. Собаки для такой терапии особым образом отбираются, дрессируются и тренируются, проходят тестирование и обрабатываются дезинфицирующими средствами перед контактом с пациентами.
Подготовка собак позволяет воздействовать на пациента разнообразнейшими способами, от чисто психологического влияния, до активной реабилитации, через игру и «ухаживание» за собакой. Расстегивание и застегивание ошейника, работа с игрушками разной формы и текстуры, подача команд собаке голосом и жестами и многие другие приемы используют в активной реабилитации и детей и взрослых с различными неврологическими расстройствами. Такие полезные «игры» с одной стороны не удручают обязательностью и монотонностью, с другой стороны, позволяют давать полноценную нагрузку разным органам движения и чувств. Таким образом, можно действовать при двигательных нарушениях, парезах, атаксиях, нарушениях речи и чувствительных нарушениях.
Эффективна канис-терапия и при депрессиях, само присутствие «хвостатого доктора» вызывает улыбку и улучшение самочувствия у большинства пациентов буквально через пару минут.
Если канис-терапия применяется по отношению к детям, то собака становится другом по играм, защитником, посредником в мире взрослых. Для детей с нарушениями в эмоциональной сфере, собака становится живой игрушкой, постепенно приучающей к понятиям «хорошо» и «плохо», «приятно» и «неприятно». Постепенно усложняя игру с собакой-терапевтом, врач добивается развития и закрепления необходимых навыков, от мелкой моторики до социализации. Таким образом, канис-терапия имеет самое широкое применение и все ее возможности на данный момент еще не исчерпаны.

д.м.н. М.Н.Мальцева