Ментал-тест (Mentalbeskrivning Hund), результаты. Часть 3

Продолжаю разбор. В третьей части расскажу, в основном, про показатели, которые определяют – легко ли будет дрессировать данную собаку.

Краткая напоминалка.
obyhn2f__cy1. Все показатели оцениваются по балльной шкале от 1 до 5. Баллы показывают выраженность реакции. 5 баллов – реакция максимальная, 1 балл – минимальная. Норма укладывается в промежуток от 2 до 3.
2. Тест могут пройти все собаки в возрасте от 1 года. В СПб его проводит Кинологический клуб Форвард, запись на тестирования следующего года здесь.
3. Разбираются показатели 2х моих собак породы басенджи: Элли – 9 лет, и Эмма – ее внучка, 1 год. Упоминаемый по ходу Флай – тоже моя собака, той же породы, 12 лет, дед Эммы.

Для начала – 2 интересных показателя.
«Активность» – отражает баланс возбуждения и торможения. Результат Элли – 3 балла, верхняя граница нормы, баланс немного сдвинут в сторону возбуждения. Результат Эммы – 3,5 балла, ну тут все ясно 🙂 .

SONY DSC«Средняя оценка угрозы/агрессии» – насколько собака склонна демонстрировать угрозу. У Элли и Эммы он равен 1. То есть у собак нет желания кому-то угрожать по собственной инициативе. Хочу на этом моменте немного остановиться. Для городской собаки-компаньона это, безусловно, очень удобно. НО! Это вовсе не означает безобидность собаки. Возьмем ту же Элли (на фото). По результатам ментал-теста (которые подтверждаются нашим с Элли совместным опытом) – она не видит в людях угрозы, но и не испытывает к ним любви. Она не хочет тактильного контакта от незнакомых людей, и чувствует себя некомфортно, если посторонние люди подходят слишком близко. Для нее вот это – ПРИЧИНА демонстрировать угрозу. С ее точки зрения – причина вполне оправданная.

А теперь – про дрессировку и обучение! Есть показатели, которые подсказывают — насколько легко или трудно будет обучаться собака. И в чем именно будут трудности. Я их перечислю, укажу значения у моих собак, затем разберу:

«Любопытство, интерес к явлению». Элли – 2,67, Эмма – 2,07.
«Игровое поведение». Элли – 1,67, Эмма – 1,65.
«Интерес к явлению после знакомства». Элли – 2,22, Эмма – 1,78.
«Средняя оценка ориентировочной реакции». Элли – 2,61, Эмма – 2,11.

Показатель «Любопытство, интерес к явлению» – один из тех, которые говорят – насколько легко собака будет обучаться. Если собаке интересно все новое – нам придется прилагать меньше усилий, чтобы привлечь ее внимание. Нелюбопытная собака учиться не настроена. Но когда любопытство зашкаливает – тоже плохо. Очень любопытная собака не ведает страха (любопытство и страх – 2 стороны одной медали). А ведь страх – жизненно важная эмоция, он ограничивает поведение собаки более-менее безопасными рамками. У Элли и Эммы этот показатель пределах нормы.

«Игровое поведение» – у Элли 1,67, ха-ха. Эту собаку пытались разыграть еще со щенячества такие спецы – ни у кого и ничего не вышло (а у меня 9 лет назад еще недоставало опыта). В 4й части очень подробно будут разобраны разные элементы игрового поведения, но у Элли там – никаких сюрпризов, все стремится к оценке «1 балл».

Заслуживает внимания любопытное соотношение показателя «Игровое поведение» с показателем «Интерес к явлению после знакомства». Последний показывает, насколько собака сохраняет интерес к явлению, сталкиваясь с ним снова и снова. Так вот, если «Интерес к явлению после знакомства» выше, чем «Игровое поведение» – это говорит о хорошей обучаемости собаки. У Элли так и есть, «Интерес…» – 2,22.

img_3898Поглядим, как у Эммы. Я много сил вложила в то, чтобы разыграть ее. До сих пор мы регулярно работаем над апортировкой.  То, что она приносит мне игрушки и пуллер, могу считать своей заслугой 🙂 – ее «Игровое поведение» – 1,65 балла, еще меньше, чем у Элли. «Интерес к явлению после знакомства» – выше «Игрового поведения» (что радует), но все равно ниже нормы, 1,78 (при первоначальном интересе – 2,07). Не совсем то, чего бы мне хотелось от собаки, с которой занимаюсь дрессировкой. Получается, что в любой дисциплине с ней придется прилагать много усилий для получения результата. И все время придумывать – как сохранить ее интерес. Собственно, это соответствует моим выводам. Еще когда Эмма была совсем щенком, я смотрела на ее сопородников-ровесников, занимающихся у меня в группе, и думала, что почти у всех них дрессировочный потенциал выше, чем у моей собаки. Другое дело – кто и как будет этот потенциал развивать 🙂 .

img_3947Кстати, есть еще одна реакция, которая очень мешает жить. Если пройдем тестирование с Флаем – полагаю, у него она будет довольно высокая. Это ориентировочный рефлекс, в тесте показан как «Средняя оценка ориентировочной реакции». Мне в работе с Флаем он мешал ужасно (сейчас тоже мешает, но годы работы все-таки делают свое дело, да и собака в 12 лет немного спокойнее, чем в 1-2 года). Любой звук, колебание воздуха, что-то незаметное для меня – и собака переключает свое внимание на новый объект, ей все надо проверить. Помню, мы занимались фристайлом, еще живя в Перми. В группе была кинолог Ольга Дружинина, работавшая с волками и волкособами. Она говорила, что это поведение Флая похоже на поведение волков. В дикой природе реагировать на все новое и неизвестное – залог выживания. В дрессировке – ужасная помеха. Сейчас Эмма повзрослела, мотивация ее на пищу снизилась (у щенков обычно все проще, они кушают охотно, потому и твержу всем – начинайте работать как можно раньше!). И вот вчерашний пример – работаем апортировку с кликером. Я знаю особенности своей собаки. Я подбираю время, когда она активна и контактна. Убираю раздражители. Я работаю с тремя собаками попеременно – это тоже помогает их расшевелить. Эмоций в это дело много вкладываю. В общем – я не просто взяла кликер, еду и игрушку, а подготовилась, создала нужную атмосферу. Хорошо работаем, у Эммы начинает получаться отдавать игрушку мне в руку. И тут в коридоре падает сапог. Не громко рушится на пол – тихо и деликатно так опускается. И все – я теряю внимание собаки. А после того, как она проверит упавший сапог – она ведь сама в рабочее состояние не вернется, это опять мне прилагать усилия, возвращать ее концентрацию.

Так вот, ее «Средняя оценка ориентировочной реакции» – 2,11. Вроде все в пределах нормы. Но чуть выше, чем «Любопытство, интерес к явлению» (2,07). И, увы, намного выше, чем «Интерес к явлению после знакомства» (1,78). Вывод: после того, как Эмма ознакомилась с процессом и удовлетворила первое любопытство, она будет им заниматься, и даже с удовольствием, но ровно до того момента, пока ее не отвлекут другие, более интересные вещи. Упавший сапог, например.

У Элли «Средняя оценка ориентировочной реакции» – 2,61. Тоже в пределах нормы, и даже выше, чем у Эммы. Однако у нее и остальные показатели этой группы в норме («Любопытство, интерес к явлению» – 2,67 и «Интерес к явлению после знакомства» – 2,22). Насколько я вижу, много лет работая и общаясь с басенджи, для них выраженная ориентировочная реакция – обычное дело. Вероятно, близкое наследие диких предков. Но у Элли интерес к явлению после знакомства не падает ниже нормы, поэтому ее внимание во время дрессировочной сессии легче концентрировать на себе.

О том – как и чем концентрировать – в следующей части!

Людмила Амарантова

RealBasenji.ru